В селе Шали при мечети «Захир» открыли музей

11 апреля 2018 г., среда

В ее стеллажах нашли свое место старинные, и даже рукописные Кораны, дореволюционные книги, написанные арабской графикой, брошюры и молитвенники.

- В исламе есть такое понятие, как иснад. Смысл его в том, что до наших дней все слова Пророка Мухаммада и его учение передаются по цепочке: сподвижники рассказали их своим последователям, те - своим потомкам, они - следующему поколению, а наши учителя - нам. Так сохраняются традиция и преемственность в нашей религии. Вот эта мысль и легла в основу нашего музея, - рассказывает имам-хатиб мечети, главный организатор музея Тимур хазрат Латыпов.

Здесь каждый может ознакомиться именно с той религиозно-богословской литературой, которой пользовались их предки, внимательно рассмотреть их пройденный путь, узнать о наследии ушедшего века. Жители села сами принесли сюда книги и брошюры, которые много лет до этого бережно хранили у себя дома. Среди них и рукописный Коран, у которого неизвестна дата написания, не известен и сам каллиграф. Принесла ее в музей Гульфия Мухамметзянова, которая сейчас работает в медресе при мечети. На соседней полке поэма булгарского поэта Абдуллаха Башту «Кисек баш», напечатанная в Казани в 1897 году. Здесь же хранится и книга имама аль-Газали «Мишкат аль Ануар фи латаифи аль Ахбар», которая чудеснейшем образом уцелела при пожаре. У Амира Галиасфарова сгорела баня, когда разбирали пепелище и нашли эту книгу, обернутую шкурой. Хотя постройка сгорела дотла, книга священнослужителя не пострадала. А сам факт, что такие книги хранились в семейных архивах у простых сельчан, говорит об образованности и религиозности их предков.

Мечеть «Захир» в селе Шали в годы религиозного возрождения, после долгих лет забвения, возобновила свою жизнь одной из первых в республике, в то время, когда еще и в Казани работала всего лишь одна мечеть - «Аль Марджани». Это стало возможным благодаря трудам Габдулхака Бикмуратова. Называть его муллой и признавать своим имам-хатибом стали еще задолго до открытия мечети в селе. Он многие годы работал в колхозе, занимался плотницким делом. За свою долгую жизнь создал множество татарских шамаилей на стекле, сам мастерил и рамы для них, дарил их новоселам, раздавал друзьям, некоторые продавал.

- Он всегда был занят делом, писал религиозные статьи, переписывал молитвы. Всегда думал о духовной жизни села. После его ухода мы всем селом переживали о том, кто же займет его место. Слава Аллаху, к нам направили Тимура хазрата, который достойно продолжает его дело, - рассказывает дочь Габдулхака Бикмуратова Фаузия Тазиева. Она принесла в музей множество рукописей своего отца.

В музеи нашел свое место и уникальный артефакт религиозной культуры шалинцев - письмо для ответа. Раньше к умершему в саван подкладывали письмо, где написаны основные догматы ислама. Эта традиция немного противоречит правилам мусульманских похорон, да и сам Тимур хазрат впервые узнал о ней только здесь, но, учитывая, что он не опровергает вероучение и несет в себе добрый посыл, ему также предоставили почетное место в музее.

Совсем недавно, благодаря жителям села Шали, помощи одного из славных уроженцев этого села Равиля хазрата Гайнутдина и ООО «Рацин Шали» для имама-хатиба возвели новый дом около мечети. А это значит, добрые религиозные традиции в селе Шали живут и по сей день.

 

Источник http://pestrecy-rt.ru

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International