Выступление по вопросу противодействия коррупции

            По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Конвенция 2003 года — первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию. В этот день во многих странах мира проходят демонстрации, встречи, конференции, семинары и другие мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией.

           Так что же такое «коррупция», и, главное, как ее победить?

           Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

           Победить коррупцию сложно, но снизить до минимума реально. Для этого нужно не только бороться с теми, кто берет взятки. Когда мы придем к тому, что будет невыгодно давать взятки и откаты, и каждый будет чувствовать ответственность за содеянное, то, уверен, все измениться к лучшему. Кроме этого, нужна широкая огласка всех выявленных фактов коррупции, в том числе через прессу.   

           Проведенный анализ состояния законности и борьбы с преступностью, организации прокурорского надзора в указанной сфере показал, что за 9 месяцев 2014 года прокуратурой района выявлено всего 65 нарушений законодательства (АППГ – 121), из которых  49 – бюджетного (АППГ – 24), 6 – о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (АППГ – 3),  4 - о противодействии коррупции (АППГ – 29), 2 – о землепользовании (АППГ – 11), 4 – о государственной службе (АППГ – 0).    

          За 9 месяцев 2014 года было рассмотрено 44 сообщений о коррупционных преступлениях, по 43 вынесены постановления о возбуждении уголовных дел, по 1- об отказе в возбуждении уголовного дела.

          За 9 месяцев 2013 года было рассмотрено 25 сообщений о коррупционных преступлениях, по 14 вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, по 11 возбуждены уголовные дела. Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела выносились следователями СУ СКР, оснований для отмены не имелось, решения были приняты обоснованно, сроки рассмотрения сообщений не нарушались.  

          За истекший период 2014 года проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что постановлением руководителя исполнительного комитета района от 22.01.2014 № 58 утвержден устав муниципального унитарного предприятия «Многофункциональный центр Пестречинского муниципального района РТ».

          Проведенной антикоррупционной экспертизой данного устава установлено, что он содержит положения, которые в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96, являются коррупциогенными факторами по следующим основаниям.

          Так, пунктом 2.2. устава предусмотрено, что для достижения целей предприятие может осуществлять в установленном законодательством порядке виды деятельности: предоставлять посреднические услуги при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества; предоставлять посреднические услуги при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества; предоставлять посреднические услуги при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества; предоставлять посреднические услуги при оценке недвижимого имущества; предоставлять посреднические услуги при оценке жилого недвижимого имущества; предоставлять посреднические услуги при оценке нежилого недвижимого имущества.

          При этом в уставе не указано, какие именно посреднические услуги вправе оказывать предприятие, в чем они заключаются. 

          Пунктом 3.7. устава предусмотрено, что источниками финансирования имущества предприятия являются: иное имущество, переданное предприятию по решению учредителя; иные источники, не противоречащие законодательству, действующему на территории РТ.

          Изложенное свидетельствовало об установлении для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения и возможность необоснованного применения исключений из общих правил.  

          По результатам проверки на данный устав принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен, правовой акт приведен в соответствие с действующим законодательством.

          За истекший период 2014 года прокуратурой района РТ проведена проверка исполнения требований Федерального закона "О государственной  гражданской службе Российской Федерации", в части  соблюдения сотрудниками Отдела МВД России по Пестречинскому району обязанности представлять сведения о доходах.       

          По результатам проверки прокуратурой района в адрес начальника Отдела МВД России по Пестречинскому району внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

         За истекший период 2014 года прокуратура Пестречинского района РТ провела проверку соблюдения муниципальными служащими Пестречинского муниципального района РТ требований Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

          Проведенной проверкой установлено, что руководитель исполнительного комитета Пестречинского сельского  поселения Пестречинского муниципального района РТ Фахрутдинов Ф.М., не имеет высшего образования.

          На момент принятия Фахрутдинова Ф.М. на высшую должность муниципальной службы – руководителя исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения, он не имел высшего образования, то есть был принят на высшую должность муниципальной службы в нарушение установленных квалификационных требований. На момент проверки документа, подтверждающего наличие у Фахрутдинова Ф.М. высшего образования, не имелось.

         По результатам проверки прокуратура в адрес Главы Пестречинского сельского поселения внесла преставление, по результатам рассмотрения которого принято решение об освобождении Фахрутдинова Ф.М. с должности руководителя исполнительного комитета Пестречинского сельского поселения. 29.10.2014 решением Совета Пестречинского сельского поселения принята отставка Фахрутдинова Ф.М

         Также за анализируемый период прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Пестречинском районе РТ.

          По результатам проверки прокуратурой района в адрес Управляющего Отделением Пенсионного Фонда России по Республике Татарстан внесено представление по результатам рассмотрения которого начальник УПФР в Пестречинском районе Ахметзянов И.А. привлечен к дисциплинарной ответственности.

          Также прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в Пестречинском отделе Управления Росреестра по РТ.

          В ходе проведенной проверки установлено, что Павлов И.А., занимающий должность государственного инспектора по использованию и охране земель, главного специалиста-эксперта Пестречинского отдела Управления Росреестра по РТ, допустил нарушение установленных действующим законодательством ограничений, в части запрета быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы.

         По результатам проверки прокуратурой района в адрес руководителя  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан внесено представление, по результатам рассмотрения которого государственный инспектор по использованию и охране земель, главного специалиста-эксперта Пестречинского отдела Управления Росреестра по РТ Пестречинского отдела Управления Росреестра по РТ Павлов И.А. уволен с занимаемой должности.

         В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства при привлечении Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Кощаковская средняя общеобразовательная школа» дополнительных финансовых средств за счет взносов физических лиц выявлены факты незаконного возложения на родителей обучающихся обязанности по финансированию содержания оборудования учебного заведения, нарушения установленного порядка сбора денежных средств.

         Так, установлено, что 27.05.2014 с каждого из 8 учеников 11 класса образовательного учреждения  на покупку картриджа для распечатки аттестатов было собрано по 200 рублей (всего 1600 рублей).

         Факт сбора денежных средств в фиксированной денежной сумме, подлежащей взиманию, свидетельствует о принудительном характере данных действий.

          Также прием средств осуществляется без письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательного учреждения, без договоров дарения (ст. 572 ГК РФ) или пожертвования (ст. 582 ГК РФ), заключенных в установленном порядке, в которых должны быть отражены: сумма взноса; конкретная цель использования средств; реквизиты благотворителя; дата внесения средств.

         Кроме этого, не обеспечена процедура оформления приходного кассового ордера и выдачи его благотворителю через ЦБ (при отсутствии у образовательного учреждения собственной бухгалтерии) в установленном порядке. Также не обеспечено поступление денежных средств благотворителей на расчетные внебюджетные счета образовательных учреждений; оформление в виде акта с подписями руководителя, материально ответственного лица образовательного учреждения и благотворителя отчета о расходовании благотворительных средств не позднее чем через 1 месяц после использования средств.

         Изложенное свидетельствовало о существенном нарушении прав граждан на общедоступное и бесплатное общее образованные, гарантированные Конституцией РФ, в первую очередь родителей детей, находящихся в трудном материальном положении.

         По результатам проверки прокуратурой района в адрес начальника Муниципального учреждения «Отдел образования» Пестречинского муниципального района РТ внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого директор общеобразовательного учреждения привлечена к дисциплинарной ответственности.

         Также прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в Исполнительном комитете Белкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ. 

          В ходе проверки справки руководителя Исполнительного комитета Белкинского сельского поселения Мошкова Г.В. о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год своей супруги – Мошковой С.Г., установлено, что им не представлены сведения о ее доходах, а также не указано имущество, находящееся в пользовании – жилой дом, расположенный по адресу: РТ, Пестречинский район, с. Белкино, ул. Школьная, д.30.  

         Секретарем Исполнительного комитета Мошковой Л.А. в справке о доходах за 2013 года не указано имущество, находящееся в пользовании -  жилой дом, расположенный пол адресу: РТ, Пестречинский район, с. Белкино, ул. Молодежная, д.19а., а также общая сумма дохода за год. Также Мошковой Л.А не представлены сведения о доходах своих несовершеннолетних детей за 2013 год.

         Изложенное свидетельствует о представлении неполной информации в сведениях о доходах, что явилось следствием отсутствия необходимой разъяснительной работы, а также формального подхода муниципальных служащих Исполнительного комитета Белкинского сельского поселения Пестнечинского муниципального района к исполнению данных обязанностей.

           По результатам проверки прокуратурой района в адрес руководителя исполкома Белкинского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

            За анализируемый период прокуратурой района проведена проверка по факту должностного подлога и мошенничества, совершенного бывшим главой Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ – руководителем  исполнительного комитета Конского сельского поселения Шариповым Р.Р.

           Так, Шарипов Р.Р., осознавая, что Афонин А.А. никогда не владел и не имел права на земельный участок в с. Конь Пестречинского муниципального района РТ, совершая должностной подлог из личной заинтересованности, и получении выгоды, реализуя преступный умысел на совершение преступления, связанного с мошенничеством, т.е. с хищением чужого имущества, путём обмана, а именно: связанного с незаконным переходом права собственности на земельный участок к Афонину А.А., понимая, что нарушает требования Федерального Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ, а действия, которые он совершает, никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, являясь должностным лицом органа местного самоуправления, используя своё служебное положение, незаконно изготовил выписку от 08.09.2008 из похозяйственной книги №7А (период ведения с 01.01.1997 по 31.12.2001) прошедшей датой от 10 марта 1997 года, являющуюся официальным документом, о наличии у Афонина А.А. права на земельный участок с кадастровым номером 16:33:040104:83 площадью 4289 кв. метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Конь, ул. Советская, д. 117, находившийся в государственной собственности, которую в последующем он лично подписал и скрепил мастичной печатью Исполнительного комитета Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

            В последующем, Афонин А.А. обратился в Пестречинский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации и картографии по РТ, расположенный по адресу: РТ, Пестречинский район, с. Пестрецы, ул. Гагарина, д. 46, с подложно изготовленной выпиской из похозяйственной книги Конского сельского поселения Пестречинского района, где указанные документы, с раннее внесёнными в них Шариповым Р.Р.  ложными сведениями, были приняты для оформления свидетельства о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Конь, ул. Советская, д. 117.

             В последующем, в результате преступных действий Шарипова Р.Р., в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись регистрации № 16-16-21/003/2009-576 от 27.03.2009 и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ было вынесено свидетельство о государственной регистрации права серия 16-Аб № 215078 от 30.03.2009, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Конь, ул. Советская, д. 117 принадлежит на праве собственности Афонину А.А., т.е. последний получил реальную возможность пользоваться и распоряжаться похищенным чужим имуществом как своим собственным.

           Таким образом, Шарипов Р.Р. своими действиями совершил преступления, предусмотренные ст. 159 ч. 3 УК РФ и ст. 292 ч. 2 УК РФ.
           Материалы проверки прокуратурой района в порядке п.2 части 2 ст. 37 (ст. 150, 151) УПК РФ направлены руководителю Высокогорского МРСО СУ СКР по РТ  для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.

           По результатам их рассмотрения в отношении Шарипова Р.Р. возбуждено уголовное дело по ст. 159 ч. 3 УК РФ и ст. 292 ч. 2 УК РФ.

 

Последнее обновление: 12 января 2016, 14:29

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования