Профессиональная ориентация – одно из важнейших направлений в образовании. И сейчас ей уделяется особое внимание. Только существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
А как узнать, какой должна быть она – эта самая профессия? Хорошо, если есть династии, и в таком случае склонности к той или иной профессии проявляются рано. А если завтра выпускной, а я не знаю, кем быть?
В процессе профориентационной деятельности мы должны
- сформировать положительное отношение к труду;
-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности, соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
-развивать мотивацию обучающихся к профессиональному самоопределению.
Наша республика имеет широкий спектр ссузов, вузов и других учебных заведений, которые отлично справляются с этой задачей.
Школьная профориентация помогает ребятам определить свой дальнейший путь.
Мы проводим не только профдиагностику , но и помогаем учащимся с выбором профессии. В рамках договора КНИТУ-КХТИ учащиеся школы занимаются научной деятельностью в лаборатории , участвуют в конкурсах и конференция, проводимых данным вузом, и занимают призовые места. Так Гизутдинов Карим, ученик 11 класса, занял 1 место в конкурсе Нобелевские надежды КНИТУ 2023 в номинации «Химия» Его работа была опубликована в американском журнале «Chemikal Engineering Research and Desidn»
В России 20 лет назад существовала система профориентации, привязанная к задачам плановой экономики. Многие наверняка помнят о том, что у школы были шефы - за каждой школой было закреплено предприятие, на котором школьники проходили производственную практику, получали азы профессии и после окончания основной школы шли работать на это предприятие (в вузы тогда поступали немногие).
Что же происходит сейчас? Стало престижно поступать в высшее учебное заведение, а о рабочих профессиях немного забыли. Мы же в своей профориентационной работе большое внимание уделяем именно рабочим профессиям.
И возвращение к наставничеству может быть выходом из положения.
Наша школа никогда не теряла связь с предприятиями. На территории Ленино-Кокушкинского сельского поселения два производства: ПВК «Ак Барс Пестрецы» и ООО Агрофирама Ак Барс Пестрецы. Эти с/х предприятия всегда идут нам навстречу, разрешая изучать производство. Они всегда открыты для сотрудничества, заключают с выпускниками трехсторонние договора при поступлении в вузы с/х направленности.
На производстве ООО Ак Барс Пестрецы дети работают в летний период на зернотоке и помощниками комбайнеров. В учебное время мы посещаем их с целью профориентации ознакомления с условиями труда. Руководитель предприятия Зиннатов Радик Асхатович не жалеет времени и сил, чтобы раскрыть детям основы с/х производства. 50% рабочих-это выпускники нашей школы.
Директор ПВК «Ак барс-Пестрецы» Кахаберидзе Вефхвия Владимирович щедро делился секретами и особенностями своего птицеводческого производства. Территория птицефабрики закрытая, но они нашли возможность проведения автобусных экскурсий. Большинство рабочих предприятия - это родители наших учащихся.
Вот это и есть профориентация! Когда учащимся наглядно показываю производство и рассказывают об условиях труда.
Одним из элементов профориентации являются практикоориентированные внеклассные мероприятия. Фрагмент такого мероприятия мы предлагаем вашему вниманию.